Неточные совпадения
Мы должны заставить поверить в нас, в силу нашей национальной воли, в чистоту нашего национального
сознания, заставить увидеть нашу «идею», которую мы несем миру, заставить забыть и простить исторические
грехи нашей власти.
Правда романтизма, за которым нужно признать и много
грехов, лежит в
сознании недостаточности совершенства в конечном, в устремлении к бесконечному, то есть к запредельному.
Я пережил период
сознания подавленности
грехом.
Пролетариат свободен от
греха эксплуатации и в нем даны благоприятные социально-психологические условия для проникновения истиной и справедливостью, определяемых трансцендентальным
сознанием.
Воинствующее безбожие коммунистической революции объясняется не только состоянием
сознания коммунистов, очень суженного и зависящего от разного рода ressentiments, но и историческими
грехами православия, которое не выполняло своей миссии преображения жизни, поддерживая строй, основанный на неправде и гнете.
Но это
сознание всегда сопровождается пессимистическим чувством русских
грехов и русской тьмы, иногда
сознанием, что Россия летит в бездну.
Толстой, быть может, наиболее близок к православию в
сознании неоправданности творчества человека и
греха творчества.
Именно во вторую половину XIX в. пробужденное русское
сознание ставит вопрос о цене культуры так, как он, например, поставлен Лавровым (Миртовым) в «Исторических письмах», и даже прямо о
грехе культуры.
Идея же
греха и вытекающей из него болезненности бытия дана нам до всех категорий, до всякого рационализирования, до самого противоположения субъекта объекту; она переживается вне времени и пространства, вне законов логики, вне этого мира, данного рациональному
сознанию.
Для религиозного
сознания ясно, что должна быть создана космическая возможность спасения; человечество должно оплодотвориться божественной благодатью: в мире должен совершиться божественный акт искупления, победы над
грехом, источником рабства, победы, по силе своей равной размерам содеянного преступления.
Мы должны жить с
сознанием, что каждое существо может спастись, может искупить
грех, может вернуться к Богу и что не нам принадлежит окончательный суд, а лишь Самому Богу.
Ужас этот лежал не в природе Божества, а в тварной природе людей, в угнетенности человеческого
сознания первородным, неискупленным
грехом.
Ощущение и
сознание вечной гибели от
греха и вечного спасения от Христа стали определяющей силой истории.
В деле мирового освобождения от
греха и спасения религиозное
сознание должно признать за человечеством не только земное, но и космическое, вселенское значение.
Этот рациональный план творения целиком пребывает в сфере человеческой ограниченности и не возвышается до
сознания смысла бытия, так как смысл этот связан с иррациональной тайной свободы
греха.
А между тем пока ее ветхое тело еще упорствовало, пока грудь еще мучительно вздымалась под налегшей на нее леденящей рукою, пока ее не покинули последние силы, — старушка все крестилась и все шептала: «Господи, отпусти мне
грехи мои», — и только с последней искрой
сознания исчезло в ее глазах выражение страха и ужаса кончины.
Такое грозное вступление не обещало ничего доброго, и Родион Антоныч совсем съежился, как человек, поставленный на барьер, прямо под дуло пистолета своего противника. Но вместе с тем у него мелькало
сознание того, что он является козлом отпущения не за одни свои
грехи. Последнее придавало ему силы и слабую надежду на возможность спасения.
Христианин может подвергаться внешнему насилию, может быть лишен телесной свободы, может быть не свободен от своих страстей (делающий
грех есть раб
греха), но не может быть не свободен в том смысле, чтобы быть принужденным какою-либо опасностью или какою-либо внешнею угрозою к совершению поступка, противного своему
сознанию.
Я понял, что для Тимохи не было утешения и в
сознании, что он пострадал за общее дело: мир оставался миром, земля землей,
грех грехом, его судьба ни в какой связи ни с какими большими делами не состояла…
Самоотречение освобождает людей от
грехов, смирение — от соблазнов, правдивость — от суеверий. Но для того, чтобы человек мог отрекаться от похотей тела, смиряться перед соблазнами гордости и проверять разумом запутывающие его суеверия, он должен делать усилия. Только усилиями
сознания может человек избавиться от
грехов, соблазнов и суеверий, лишающих его блага.
Грехи, соблазны и суеверия задерживают, скрывают от человека его душу. Чтобы раскрыть для самого себя свою душу, человеку нужно делать усилия
сознания; и потому в этих усилиях
сознания главное дело жизни человека.
Царство божие усилием берется. Царство божие внутри вас есть (Луки XVI, 16; XVII, 21). Эти два стиха евангелия значат то, что только усилием
сознания могут люди побороть в себе те
грехи, соблазны и суеверия, которые задерживают приближение царства божия.
6) Большее и большее соединение души человеческой с другими существами и богом, и потому и большее и большее благо человека, достигается освобождением души от того, что препятствует любви к людям и
сознанию своей божественности:
грехи, т. е. потворство похотям тела, соблазны, т. е. ложные представления о благе, и суеверия, т. е. ложные учения, оправдывающие
грехи и соблазны.
Люди часто думают, что для того, чтобы быть истинным христианином, надо делать особенные, необыкновенные дела. Это неправда. Для христианства нужны не особенные, необыкновенные дела, а только всегдашнее усилие
сознания, освобождающее себя от
грехов, соблазнов и суеверий.
Как ошибочно просить бога или даже людей, чтобы они вывели меня из моего плохого положения! Человеку не нужно ничьей помощи, не нужно и выходить из того положения, в котором он находится, а нужно одно: самому делать усилия
сознания для того, чтобы освобождаться от
грехов, соблазнов и суеверий. Только в той мере, в которой освободится человек от
грехов, соблазнов и суеверий, изменится и улучшится его положение.
Смерть мужа, взятого точно напрокат и поставленного невесть на какую позицию, уязвила сердце тети
сознанием своего
греха перед этим человеком, который был принесен ею в жертву самым эгоистическим соображениям весьма ничтожного свойства. Он, живой человек, пришедший в мир, чтобы свободно исполнить на земле какое-то свое назначение, был обращен ею в метелку, которою она замахнула сорный след своего колоброда, и потом смыла его с рук и сбросила в Терек…
Веления совести, которые человек считает для себя законом, получают и религиозную санкцию, и это тем острее, чем глубже религиозное
сознание: они облекаются в форму религиозных заповедей, нарушение которых ощущается как
грех (а это есть уже религиозно-нравственная категория).
Ты всегда меня видишь: в жутком бессилии порывов к Тебе, как в робкой и хладной молитве моей, в расплавленной муке дробящегося
сознания и в жгучем стыде
греха моего. Ты зришь потаенные помыслы, что от себя я со страхом скрываю. Ты во мне знаешь и холодного себялюбца и унылого труса. Ты ведаешь и лукавого похотливца и корыстного завистника. О, страшно думать, что Тебе все мое ведомо, ибо Ты всегда меня видишь!
В душе человеческой появляется
сознание неабсолютности и внебожественности, а следовательно, относительности и греховности своего бытия, но одновременно зарождается и стремление освободиться от «мира», преодолеть его в Боге; другими словами, вместе с религиозным самосознанием в человеке родится и чувство зла, вины,
греха, отторженности от Бога, а равно и потребность спасения и искупления.
Один из парадоксов личности заключается в том, что острое
сознание личности предполагает существование
греха и вины.
Эта падшесть имеет свою структуру
сознания, она побеждается не только покаянием и искуплением
греха, но активностью всех творческих сил человека.
В
сознании в себе первородного
греха нет ничего унизительного для человека, как оно есть в
сознании своего изначального ничтожества, своего происхождения из грязи.
Этика закона, этика
сознания, подавляющая подсознание и не знающая сверхсознания, есть порождение древнего аффекта страха в человеке, и мы, христиане, видим в ней последствие первородного
греха.
Сознание в себе первородного
греха есть не только самоуничижение человека, но и его самовозвышение.
Человек есть не только существо греховное и искупающее свой
грех, не только существо разумное, не только существо эволюционирующее, не только существо социальное, не только существо больное от конфликта
сознания с бессознательным, но человек есть прежде всего существо творческое.
Только слабость
сознания, пораженного
грехом, выбрасывает рай и ад вовне, переносит их в объективный порядок, подобный порядку природы.
Вся жизнь человека с первых дней детства ведь состоит только в этом: в
сознании через страдание
греха и в освобождении себя от заблуждений.
Причина страдания для животного есть нарушение закона жизни животной, нарушение это проявляется
сознанием боли, и деятельность, вызванная нарушением закона, направлена на устранение боли; для разумного
сознания причина страдания есть нарушение закона жизни разумного
сознания; нарушение это проявляется
сознанием заблуждения,
греха, и деятельность, вызванная нарушением закона, направлена на устранение заблуждения —
греха.
Такое чистосердечное
сознание в своем
грехе свидетельствовало, разумеется, о счастливой способности нации к быстрому улучшению.
Закон Кармы и бесконечная эволюция перевоплощений, о которой учит религиозное
сознание Индии, и есть необходимость смерти и рождения, связанная с
грехом сексуальности.
По этому ветхому
сознанию в здешнем мире удел человека лишь искупление
греха, изживание
греха, творчество же будет возможно лишь на том свете, да и то еще неизвестно, так как «тот свет» представляется статически, а не динамически.
Антропология эта все еще слишком подавлена
сознанием падения человека, она учит о страстях человека и об избавлении от
греха.
Грех народопоклонства лежит в основе мессианского
сознания, и за
грех этот следует неотвратимая кара.
Но религиозное
сознание, признающее святость, подобную Серафимовой, единственным путем восхождения, должно признать гениальность, подобную пушкинской, лишенной религиозной ценности, несовершенством и
грехом.
В обычном христианском
сознании истина о человеке-микрокосме задавлена чувством
греха и падения человека.
Лишь ветхозаветное
сознание могло понять мировую жизнь как возврат, как победу над
грехом, т. е. бесприбыльно.
Отрицательное
сознание своей свободы как произвола и есть падение,
грех.
На ветхозаветном космогоническом
сознании лежит печать подавленности
грехом.
Ницше — искупительная жертва за
грехи новых времен, жертва гуманистического
сознания.
Но дух антихристов узнается не по поверхностному
сознанию, не по догматическому
сознанию, не по
греху и даже не по хуле на Сына Божьего, а по тайному состоянию глубин сердца человеческого, которое последней ненавистью ненавидит Христа и Его Отца.